Чердаки были и остаются объектом вдохновения многих писателей, художников и музыкантов.
В разных эпохах и культурах они изображались по-разному.
«Горе от ума» А. С. Грибоедова
В романе «Горе от ума» А. С. Грибоедова мещанин Чацкий бежит на чердак, чтобы избежать расспросов о своей любви к Софье.
Этот черный склизкий чердак становится местом для скрытых чувств героя.
«Зеленая шляпа» К. Паустовского
В советской литературе чердак часто ассоциировался с прошлым, как в рассказе Константина Паустовского «Зеленая шляпа».
Герой на чердаке находит зеленую шляпу, которая принадлежала его покойному отцу, и таким образом попадает в прошлое своей семьи.
«Старик и море» А. Гауди
В западной литературе чердак ассоциируется с отшельничеством и творчеством.
К примеру, в романе Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» главный герой Сантьяго живет на чердаке и там занимается ремонтом своей лодки.
В искусстве чердаки очень часто выступают как места, где творчество находит свое выражение.
Антонио Гауди в своей легендарной церкви Святого Семейства в Барселоне имел свой чердак — место для творчества, идеи которого затем воплотились в архитектуре церкви.
В культуре восточных стран чердак служил местом для медитации и отшельничества.
Чердаки в японской архитектуре напоминают маленькие хрущевки, в которых можно уединиться и помолчать.
Таким образом, чердаки в литературе и искусстве всегда ассоциировались с творчеством и отшельничеством, с прошлым и будущим.
В разных культурах они имеют свои отличительные черты и ассоциации.